Ответственность и профессионализм никто не отменял

28 мая, 2013 4068

Ответственность и профессионализм никто не отменял


Интервью с заместителем директора ЗАО «НПФ «ЦКБА» Семеном Наумовичем Дунаевским
(сокращенно, полностью опубликовано в ТПА №3(66), 2013 года)

Уважаемый Семен Наумович, в бюллетене НПАА «АС» появился памфлет «Лукавая стандартизация». Авторы выбрали жанр «Письмо в редакцию». В чем, по Вашему, смысл этого «доноса» на своего же члена НПАА (см. стр. 14 того же  номера «АС»)? 

 

Вы правы! Настоящие авторы этой безобразной и лживой статьи, судя по всему,  работают не в  ООО «Технонефтегаз», а в другой конторе. Об этом мне откровенно сказал один из сотрудников «Технонефтегаза» после заседания подкомитета  ТК 23,  на котором и была рассмотрена «доработанная» редакция проекта стандарта. Авторы очень обиделись на то, что журнал «АС» опубликовал информацию о том, что секретариат МТК 259 провел по просьбе разработчиков стандарта  экспертизу проекта межгосударственного стандарта  «Нефтяная и газовая промышленность. Системы трубопроводного транспорта.  Арматура  трубопроводная. Общие технические требования и методы контроля» (модифицированного к стан-дарту ISO 14313). В журнале  опубликованы и результаты экспертизы — в связи с многочисленными нарушениями принципов стандартизации и действующих стан-дартов  разработка признана нецелесообразной  и предложено прекратить работы над этим стандартом.

 Авторы статьи утверждают, что секретариат ТК 259 подменяет сам техни-ческий комитет. Удивительно, но один из авторов статьи — Л.П. Колесникова много лет работала начальником отдела в одном из институтов Росстандарта, лучше других должна знать основополагающие стандарты и стоять на страже их исполнения, но  ей приходится напоминать о требованиях  ГОСТ 1.2–2009, в пунк-те 3.3.7 которого записано, что разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта в СЕКРЕТАРИАТ  ТК, а в пункте 4.2.4  ГОСТ Р 1.8–2011  сказано,  что первую редакцию проекта ГОСТ проверяет СЕКРЕТАРИАТ  российского ТК, т. е. именно СЕКРЕТАРИАТ  ТК и  является первым «фильтром»  на пути  некачест-венных проектов стандартов  и откровенной халтуры.  
Но  вместо того, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию и найти выход из нее, разработчики пошли другим путем — в нарушение всех действующих правил, вместе с сотрудниками федерального агентства от имени России разместили абсолютно сырой и никому не нужный проект стандарта для  рассмотрения в странах СНГ. Эти нарушения были предметом обсуждения на специальном  совещании в Росстандарте у руководителя Управления технического регулирования и стандартизации, на котором принято решение дать еще один шанс разработчикам, при этом устранить все замечания ТК 259 и действовать по предусмотренным проце-дурам.  Кстати, на этом же совещании рассматривалась аналогичная ситуация еще с двумя стандартами,  разработанным ассоциацией в содружестве с «крупными специалистами» в области стандартизации арматуры, по которым было принято  однозначное решение  исключить из плана стандартизации и прекратить работы по этим проектам ГОСТ.
На  заседании ПК 6 Технического комитета ТК 23, состоявшемся  в середине мая 2013 года, мною было четко заявлено и обосновано, что:
- такой «гармонизированный стандарт» в России и странах СНГ никому не нужен;
- разработчики некомпетентны в области трубопроводной арматуры, металловедении, метрологии, терминологии, принятой в арматуростроении, надежности и безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
- стандарт разработан с многочисленными нарушениями действующих норм и стандартов.

Много вопросов у наших читателей по нормативным документам в рамках Таможенного Союза. Что самое важное и нужное для наших арматурных предприятий есть в новых документах? 


      В феврале этого года началось практическое применение Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», распространяющегося и на трубопроводную арматуру.  К большому сожалению, бюрократы, которые готовили этот регламент к утверждению, не прислушались к изготовителям продукции, на которую действует этот регламент. И только после даты введения, когда всем стало понятно, что ряд требований выполнить невозможно, на высоком уровне в Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) было принято решение разработать Методические рекомендации по применению отдельных положений регламента. В этом документе упрощается разработка «Обоснования безопасности», вводится его краткая форма, которая может быть в виде простого (на одном-двух листах) приложения или раздела паспорта или руководства по эксплуатации. Оценка риска для многих технических устройств, в том числе и арматуры, может быть заменена указанием одного из показателей безопасности — вероятности безотказной работы по критическим отказам.
 

О головной организации. В уже упомянутом ранее «памфлете» НПФ ЦКБА с долей иронии названо «полагающая себя головной российской организацией…». Что в этом плохого? Почему НПФ ЦКБА не может быть головной организацией в области стандартизации?


В положении о ТК 259, утвержденном Руководителем Росстандарта, записано, что ЗАО «НПФ «ЦКБА» является базовой организацией по стандартизации в области арматуростроения. «Базовая» или «головная» — разницы большой нет. Эту роль и обязанность поручил нам федеральный орган исполнительной власти.  Ведь второй организации  в России и странах СНГ с таким научным, техническим потенциалом в области арматуростроения нет. Именно в ЦКБА созданы практически все стандарты по арматуре разного уровня и статуса. Эти стандарты составляют стройную систему взаимосвязанных нормативных документов.  И мы считаем себя ответственными за поддержание на достойном и современном уровне этой системы.  

Журнал ТПА, №3, май-июнь 2013 года


 

← Вернуться