Днище. Арматура в условиях новой реальности

26 октября, 2016 1297

Дмитрий Грак, главный редактор проектов ТПА

Итоги

Страх и апатия захватывают сегодня российский рынок трубопроводной арматуры. Это особенно понимаешь, когда общаешься с руководителями заводов и крупных компаний. Люди боятся говорить о кризисе, спаде продаж, отсутствии денег. «Задвижки и краны не продаются» - самая краткая цитата директора крупного арматурного завода. Такого не было с начала 90-х годов. 2016 года стал худшим, со времен бартера и дикого капитализма, когда оплаты проводились наличкой из чемоданов и дипломатов, с которыми директора ездили по всей стране. В 2016 году началось не просто сжатие рынка, а удушение всех наработанных деловых связей. Объем рынка сократился до 150 миллиардов рублей (в 2011 году ̶ более 200 млрд рублей). Никто не ездит на выставки, закрываются печатные СМИ, падает интерес ко всему кроме денег.

В 2016 году объем производства и поставок по отдельным типоразмерам шаровых кранов упал в 2 раза, доля арматуры «no name» выросла до 50-80% по сравнению с докризисным 2013 годом. Доля «фальшивой арматуры» опять, как и в 90-е годы, поднялась до 10% объема всего рынка, т.е. приблизительно это 15 млрд рублей. Производство задвижек, запорных клапанов и кранов (самых ходовых видов арматуры) в среднем упало на 50%. Таких падений на рынке не было за все годы после дефолта 1998 года. Развитие рынка и подъем продаж остановился в 2014 году и уже второй год подряд падает.

Итоги 2016 года можно подводить уже сейчас, ничего нового на рынке не будет, чудес, которых ждали весь год, не появится. Идет сильная стагнация рынка, на котором выживут только те, кто сможет начать работать при минимальном платежеспособном спросе. Парадокс рынка в 2016 году в том, что при явном падении платежеспособного спроса как грибы стали «открываться» новые производства арматуры, приводов, деталей трубопроводов. Это можно объяснить тем, что за созданием «виртуальных заводов» стоят гранты, займы, кредиты , инвестиции из бюджета. Никто другой в здравом уме при таком кризисе вкладывать деньги в новое производство продукции без платежеспособного спроса вкладывать не будет.

Пока никто не голодает, но все в ожидании худшего, многие компании еле сводят концы с концами. Зарплаты не растут второй год управленцев и офисных работников ожидают сокращения, бизнес делает затяжные прокрутки и пока у всех только пессимистические ожидания. Да, пока мы не перестали ездить на машинах, но стали экономить на их обслуживании, про смену машины на ближайшие годы забыли, а отпуск за рубежом не все готовы заменить на наши курорты, так как даже на эту роскошь у многих денег всё равно нет. А это наш средний класс, для которого главное сегодня ― что дальше будет?

Многие арматурные компании пришли к пониманию, что классические модели организации бизнеса перестают работать и нужно осваивать новые схемы продаж. Эти схемы предполагают минимальные поступления денежных средств с выводом практически всех услуг на аутсорсинг и сокращения затрат в разы, а не на 10-20%. Сегодня главное найти ту границу снижения затрат, которая позволяет сохранить бизнес,

не фантазируя о «райских кущах» в ближайшие годы. Режим выживания бизнеса и мечтания арматурных «терпил» о «покорении новых горизонтов» несовместимы.

Прогноз

Минэкономразвития России сделало официальный прогноз: в ближайшие 20 лет экономика России расти не будет, до 2036 года страну ждёт стагнация. Выйдя из рецессии в 2017 г., экономика в предстоящие 20 лет будет расти крайне медленно — в среднем на 2% в год (от 1,7 до максимум 2,6%). Это примерно в 1,5 раза ниже среднемировых темпов: тем самым Россия будет сдвигаться все ближе к «бедным странам». Возможно ли развитие отрасли арматуростроения в «бедной» технически отсталой стране без инвестиций в новое оборудование и технологии? Новые реалии рынка станут для всех очевидными в 2017 году, когда рецессия будет максимальной и платежеспособный спрос упадет ниже 2016 года. Новости в интернете и СМИ о банкротствах предприятий потребляющих арматуру , выставки 2016 года без арматурных заводов, сокращение рынка по числу действующих субъектов ― все это усилится и будет продолжено в 2017 году

Но есть и исключения, которые могут сильно изменить, по крайней мере, рынок газовой арматуры после 2018 года. Объединенная металлургическая компания (ОМК) создает новое производство шаровых кранов DN 1400 мм совместно с ПАО «Газпром». Объем инвестиций ― более 5 млрд рублей. Создается новый «Уральский завод специального арматуростроения (УЗСА)», который позволит уже в 2018 году перейти от импорта востребованной продукции к использованию отечественных изделий. Это самый крупный арматурный проект Газпрома за всю историю его существования.

В 2017 году можно уповать только на то, что все рембазы и склады в 2016 году стояли пустыми и закупки арматуры были сокращены до минимума. Поэтому промышленность вынуждена будет закупать арматуру в новом году и поддерживать работоспособность предприятий. Но схемы торговли и поставок во многом будут меняться и приближаться к тому, как это проходит в развитых странах. Начало роста экономики обещают в 2018 году, но сначала надо прожить 2017 год. Будет ли он хуже 2016? Время покажет, но для арматуры он может и станет лучше.

24 октября 2016 года, Санкт-Петербург

 

Епишов А.П. , Генеральный директор ООО «Ильма»

Без иностранных инвестиций развития промышленности не будет

Полностью разделяю позицию автора статьи «Днище. Арматура в условиях новой реальности». Структурные дисбалансы в нашей экономической системе, отсутствие реальной конкуренции, колоссальное снижение зарубежных инвестиций, - это лишь первые «ласточки». Далее, - снижается внутренний спрос, растёт безработица, государственная и корпоративная коррупция уже стали нормой нашей жизни. Кто подумает о будущем? Ведь такими темпами мы скатимся в беднейшие страны…

Нашей экономической системе срочно нужны колоссальные изменения, - но геополитика всё опережает. Сегодня очень стыдно за Россию, - мы пытаемся самостоятельно решить все наши проблемы, - но без иностранных инвестиций развития не будет, - а будет лишь имитация развития. Наше население составляет лишь 2% от мирового, - а мы пытаемся заниматься замещением импорта. Правительство демонстрирует полное непонимание перспективы, отсутствие правильного курса лишь усугубляет ситуацию. А вкладывать сегодня надо в развитие, в науку, культуру, образование, изменение структуры нашей экономики, привлечение иностранных инвестиций. Только эти компоненты способны изменить качество человеческого капитала в России. Я не согласен лишь с одним высказыванием автора: «падает интерес ко всему кроме денег». А как же достойный труд, высокое качество, уважение к старшим, любовь к Родине? Деньги сегодня решают всё, - но они не решают задачу развития. Для движения вперёд нужны новые условия ведения бизнеса, - но кто сейчас думает о бизнесе…

Санкт-Петербург, 24 октября 2016 года

← Вернуться